tag:blogger.com,1999:blog-676538457761281792.post6275413452519064096..comments2023-06-17T00:35:56.122-07:00Comments on ЕРЕТИК: Вадим Дамье. Миф нацииEretikhttp://www.blogger.com/profile/07352320148560425478noreply@blogger.comBlogger1125tag:blogger.com,1999:blog-676538457761281792.post-7879231719007332012014-12-01T08:51:42.088-08:002014-12-01T08:51:42.088-08:00“Всякая социальная общность, воспроизводимая под в...“Всякая социальная общность, воспроизводимая под воздействием институтов, является воображаемой. То есть её основа — это проекция индивидуального существования на ткань коллективного повествования, на узнавание общего имени и на традиции, переживаемые как след незапамятного прошлого (даже если они были сфабрикованы и усвоены при недавних обстоятельствах). <...> В случае национальной формации воображаемое, вписанное таким образом в реальное, - это воображаемое «народа». Это воображаемое сообщества, которое заранее узнаёт себя в государственном институте, которое признаёт его «своим» по отношению к другим государствам и, прежде всего, включает в свой кругозор политическую борьбу: например, формулируя своё стремление к реформам и социальной революции как проекты преобразования «своего» национального государства. Без этого не может быть ни «монополии на организованное насилие» (Макс Вебер), ни «национальной народной воли» (Грамши). Но такого народа не существует в принципе, его не существует, даже когда он настойчиво заявляет о себе — это нужно уяснить раз и навсегда. Ни одна современная нация не обладает заранее данной «этнической» базой, даже когда она берёт своё начало в борьбе за национальную независимость. И с другой стороны, ни одной современной нации, какой бы «эгалитарной» она ни была, не удалось добиться прекращения классовых конфликтов. Таким образом, наша фундаментальная проблема — это производство народа. Или лучше сказать: это народ, который постоянно сам себя производит как национальное сообщество. Или же: производство эффекта единства, благодаря которому народ предстаёт в глазах всех «как народ», то есть как основание и источник политической власти. <...> Чтобы ответить на вопрос об историческом производстве народа (или национальной индивидуальности), недостаточно описать завоевания, перемещения населения и административные практики «территориализации». Индивиды, обречённые воспринимать себя как членов одной определенной нации, объединены извне, они происходят из разнообразных географических регионов, как нации, сложившиеся на основе иммиграции (Франция, США), или же начинают опознавать, друг друга в пределах объединяющей их исторической границы. Народ образуется из различных популяций, подчинённых одному общему закону. Но в любом случае модель его единства должна «предшествовать» этому образованию: процесс унификации (эффективность которого можно измерять, например, по коллективной мобилизации в военное время, то есть по способности коллективно противостоять смерти) предполагает образование особой идеологической формы. <...> Какой может быть эта идеологическая форма? В зависимости от обстоятельств её будут называть патриотизмом или национализмом, будут учитывать события, которые благоприятствуют её образованию или показывают её силу, её происхождение будут соотносить с политическими методами, такими как совмещение «силы» и «школьного образования» (словами Макиавелли и Грамши), которые в каком-то смысле позволяют государству фабриковать народное сознание. Но эта фабрикация — только внешний аспект. Чтобы понять более глубокие причины её эффективности, будут проводиться, как это делает политическая философия и социология уже три века, аналогии с религией, делая из национализма и патриотизма если не основную, то одну из религий Нового времени”. (Этьен Балибар)Anonymoushttps://www.blogger.com/profile/06146216101488392552noreply@blogger.com