Зачем человечеству нужна мировая революция




Мы живем в классовом обществе. До тех пор, пока оно будет существовать, будут существовать конкуренция и борьба за власть, грабеж и террор, большие и малые войны. Любые попытки избавиться от всех этих бедствий, сохранив основу классового общества - такие отношения собственности и управления, при которых те производительные силы, которые принадлежат мне, не принадлежат другому и наоборот, а общество делится на управляющих и управляемых - являются утопическими и неосуществимыми.



А давайте зададимся вопросом: стоит ли стараться избавиться от этих бед? Ведь живут же люди уже девять тысяч лет в классовом обществе (1) - и ничего, привыкли вроде к социальному отчуждению и всем его последствиям… Может, и нам, и нашим потомкам не стоит заниматься рискованными экспериментами в поисках какого-то нового способа жизни? Принять те правила игры, которые действуют сейчас, жить по ним и если и пытаться как-то изменить их, то лишь в отдельных мелких частностях - это, знаете ли, надежнее, чем разрушать весь мир насилья и строить вместо него новый мир… какой именно новый мир? И как его построить - по каким моделям, какими силами? Да и зачем? Конечно, многие не выживают в этом мире, для многих жизнь в нем оказывается невыносимой - но ведь большинство как-то приспосабливается и живет, одни лучше, другие (большинство) хуже, но как-то живут же люди? А вдруг пресловутый новый мирокажется гораздо хуже, вдруг человечество в его поисках вообще угробит себя?
На все эти вопросы у современного обывателя есть готовые, вполне определенные ответы, которые сводятся к одному: живи в том обществе, какое нам дано предками, и не пытайся изменить его основы… Однако давайте оглядимся по сторонам и присмотримся повнимательнее к тому миру, в котором мы живем. Сделав это, мы обнаружим удивительную вещь: во второй половине двадцатого века наша техника достигла такого уровня развития, на котором дальнейшее существование классового, отчужденного общества просто несовместимо с выживанием человечества. Если будут продолжаться конкуренция и борьба за власть между людьми, проявляющиеся не только в больших и малых войнах, но и просто в том, что производство ведется ради прибыли капиталистов и карьеры начальников, то при нынешнем уровне техники человечество рано или поздно, но в любом случае достаточно скоро - через пару-другую сотен лет максимум - уничтожит себя. А вернуться к более низкому уровню техники человечество никак не может - да если и попыталось бы, то обязательно уничтожило бы себя в процессе такой попытки.
На том уровне развития техники, которого человечество достигло в ходе Научно-технической революции (НТР), каждая малая война означает большую экологическую катастрофу. Война сегодня - даже такая, в ходе которой ядерное оружие не применяется - это взрывы нефтяных и газовых скважин, хранилищ токсичных химических веществ и радиоактивных отходов, заводов, где вся эта зараза производится, АЭС… Чем дольше будут люди воевать друг с другом, тем больше невосполнимых потерь понесет природа Земли - а поскольку люди будут воевать друг с другом до тех пор, пока существует классовое общество, то уже только поэтому можно считать доказанным, что если через некоторое время (не так важно, через сто, двести или триста лет; важно, что по историческим меркам этот срок весьма короток - вряд ли больше, чем двести-триста лет) классовое общество не уступит (или хотя бы не начнет уступать) место какому-то иному типу общественной организации, при котором были бы исключены конкуренция и борьба за власть между людьми, то обязательно произойдет глобальная экологическая катастрофа и человечество погибнет.
Как устранить угрозу войн, не устраняя классовое общество? Создать единое мировое государство, принадлежащее эксплуататорским (экономически господствующим и присваивающим прибавочный продукт труда своих подчиненных) классам всего мира, которое прекратило бы войны? Но ведь ежу понятно, что поскольку противоречия между различными группировками эксплуататоров, их борьба за деньги и власть друг с другом в принципе неустранима (до тех пор, пока не устранены сами эксплуататорские классы), то, во-первых, сама попытка создать такое государство неизбежно вызвала бы либо новую мировую войну, либо эквивалентную ей по масштабам, жертвам и разрушениям серию локальных войн - то есть приблизила бы глобальную экологическую катастрофу; а во-вторых, если бы даже такое государство и было создано (что само по себе практически невозможно), то оно обязательно оказалось бы недолговечным - противоречия между группировками эксплуататоров взорвали бы его очень скоро, и это опять-таки сопровождалось бы большими войнами… Как видим, пока существует классовое общество - оно неизбежно будет загонять само себя, а заодно и все человечество, в гроб.
Может быть, от этой угрозы можно было бы спастись, если бы сохранить классовое общество, но избавиться от высокоразвитой техники, отбросив производительные силы человечества лет на 300 назад?.. Не получится. Даже если бы все государства мира - или гипотетическое мировое государство, которое реально никогда не возникнет - вдруг обезумели и начали бы осуществлять это дело, то современное оружие эти государства (или группировки господствующего класса в едином мировом государстве) обязательносохранили бы для себя (никакое безумие не заслонило бы от них такой настоятельной необходимости, порождаемой борьбою за власть и деньги). А раз сохраняется современное оружие, значит, сохраняется и весь тот сектор промышленности, который необходим для его производства. Для экологической катастрофы и его вполне хватит - тем более, что в результате свертывания производительных сил на Земле начался бы дикий голод, страшно обострилась бы борьба между людьми за выживание, а значит, начался бы хаос и жуткие войны... Как ни крути - классовое общество уже не может обеспечить выживания человечества.
Но допустим, что классовому обществу удалось каким-то чудом избежать войн, и наступил вечный мир. Могло бы оно при этом условии обеспечить выживание человечеству? - Нетрудно доказать, что даже в этом гипотетическом случае классовое общество быстро угробило бы человечество. Ведь ради чего в нем ведется производство? - Ради возрастания богатства и власти эксплуататорских классов. Для индустриальной цивилизации это означает: ради прибылей капиталистов и карьеры начальников. Так вот, гармоническое приспособление природы и производства друг к другу технически вполне возможно, ничего утопического в этом нет - но это дело требует настолько больших и нескоро окупающихся затрат, что в мире конкурирующих между собой эксплуататорских организаций («частных» предприятий, государств) и группировок внутри каждой такой организации, управляющих экономической деятельностью, ни один эксплуататор просто не может позволить себе такой затраты ресурсов (иначе его съедят конкуренты); а прочно и надолго договориться между собой ни все они, сколько их есть на Земле, ни хотя бы большинство их никогда не сможет, поскольку борьба за богатство и власть неотъемлема от самой сути отношений между ними. Давление со стороны широких масс может заставить богачей и начальников немного раскошелиться на «охрану природы» - но лишь немного, и это поможет лишь на время. Самое большее, на что способно классовое общество в плане гармонизации отношений между человеком и природой, - это убогие, паллиативные меры некоторых наиболее богатых государств, весь эффект которых в основном сводится к тому, что наиболее вредные производства переносятся в более бедные страны. Но земной-то шар един, и любая зараза, выброшенная в окружающую среду в любой его точке, рано или поздно распространится по всему нему… Короче говоря, до тех пор, пока человечество делится на управляющих и управляемых, пока оно не образует собой единого коллектива, интересы всех членов которого совпадают, - до тех пор оно будет двигаться к гибели со все возрастающей скоростью, и если переход человечества от отчужденного бытия к коллективному так и не начнется, то оно очень скоро погибнет от глобальной экологической катастрофы.
Человечество уже знавало времена, когда люди жили коллективно. Первобытные общины представляли собой небольшие коллективы. Что такое «коллектив»? - Это не всякая сплоченная группа, но лишь такая, где многие управленческие решения принимаются совместно всеми членами группы, без деления на начальников и подчиненных (причем даже не большинством голосов, а так, как это было в первобытных общинах: члены общины обсуждали вопрос до тех пор, пока не приходили к единому мнению, и лишь по достижении единодушного согласия решение считалось принятым), а в тех случаях, когда без координирующей роли лидеров все-таки нельзя было обойтись, эти последние избирались (тоже на основе единодушного мнения) своими подчиненными, плотно контролировались ими и реально могли быть в любой момент лишены своего «поста» и заменены на кого-то другого. Такие производственные отношения, с необходимостью порождавшие уравнительное распределение материальных благ и потребление их под строгим коллективным контролем, создавали действительное совпадение интересов всех членов общины. Добавим этому, что все взрослые общинники были вооружены, и какой-нибудь лидер не имел возможности опереться на меньшую их часть, чтобы устойчиво утвердить свою власть над большей частью. Если бы все многомиллиардное человечество в течение ближайших двухсот-трехсот лет превратилось в такой же единый коллектив, каким была каждая маленькая первобытная община, то оно смогло бы распоряжаться своей техникой так, чтобы гармонически приспособить природу и производство друг к другу.
Техническая возможность собирать многотысячные и многомиллионные веча и за какие-нибудь несколько часов решать на них сложнейшие вопросы, принимая совместные управленческие решения без деления на начальников и подчиненных, создается развитием компьютерной техники. Однако эта возможность станет действительностью лишь тогда, когда рядовые наемные работники всего мира восстанут (разумеется, не в один час, а постепенно - сперва в одних странах, затем в других, третьих…) против своих начальников и господ, организуются под руководством своей партии и силой отнимут у эксплуататорских классов производительные силы. Если такое восстание удастся, то оно положит начало переходу человечества от классового общества к коллективизму.
Разумеется, что всемирная насильственная борьба пролетариата за власть - это не что иное, как всемирная классовая война. Как и всякая мировая война, она создает, при нынешнем уровне развития производительных сил, угрозу гибели человечества. Но если в ходе этой войны человечество все-таки выживет и повстанцы победят, то войны на Земле прекратятся и больше не будут грозить людям гибелью; если же мирового бунта пролетариев не будет или он потерпит поражение, то войны на земном шаре так и будут продолжаться - и в конечном счете обязательно угробят человечество. Иными словами, сегодня человечество находится примерно в таком же положении, как некоторые больные тяжелой формой рака каких-нибудь жизненно важных органов: если такого больного оперировать - он, может быть, умрет, а может быть, выживет; если же его не оперировать, то он может быть через месяц, может быть через два, может быть через год, но обязательно умрет - и вряд ли позже, чем через год…
Из всего сказанного выше с неизбежностью следует вывод: жизнь обычного человека, кормящего свою семью, воспитывающего своих детей и выполняющего необходимую для этого повседневную работу, имеет смысл лишь в том случае, если относительно скоро начнется и со временем победоносно завершится мировая пролетарская революция.Иными словами, сама по себе такая жизнь не имеет смысла - смысл ей придает существование на Земле последовательных пролетарских революционеров, не впавших ни в какую форму оппортунизма. Чем больше в мире таких революционеров, тем больше смысла в существовании человечества. До тех пор, пока современный человек не стал революционером, его жизнь вообще не имеет самостоятельного смысла - она наделена смыслом лишь извне, благодаря существованию на Земле революционеров; становясь революционером, человек не только делает свою жизнь самоценной, но и придает немножко больше ценности жизни всех других людей, сколько их есть на Земле.
Быть последовательным пролетарским революционером и своей пропагандой превращать людей в себе подобных - это наиболее достойный разумного существа способ жизни для современного человека.
Владислав Бугера

Примечание:
1) Временем возникновения классового общества можно считать время появления городов: эти торговые и административные центры появляются лишь тогда, когда общество в данном регионе уже приобретает отчетливую классовую структуру - до того в них просто нет нужды… Древнейший в мире город - Иерихон - возник этак тысяч за семь лет до нашей эры.