Антифашизм как форма интеграции в систему

Источник: 
aitrus.info/node/535

Фашизм сегодня

Чтобы определить, какие функции выполняет фашизм сегодня, необходимо понять, каковы реалии, в которых он разворачивается. А они, со всей очевидностью, совсем не те, что были в 1930-х гг.

Постоянная необходимость развивать свои производительные силы привела капитализм к постоянному кризису. Кризис кейнсианской модели развития с начала 1970-х гг. повлек за собой в тенденции отказ от нее («социального государства») и распространение новой (старой) либеральной модели. В реальности обе модели сосуществуют и подпитывают друг друга в глобализированных рамках рыночной экономики. Такое состояние нестабильности склонно порождать тяжелые нарушения. Замена одной модели, переживающей упадок, на другую создает ситуацию незащищенности и резкое сопротивление среди значительной части общества. К этому, как дополнительное нарушение привычного функционирования системы, прибавляется так называемая массовая иммиграция – результат интернационализации экономики и роста эксплуатации стран периферии, а также маргинализации огромных географических регионов мирового рынка.

Таковы в целом рамки, в которых действует сегодняшний фашизм. Его миссия состоит в том, чтобы облегчить переход от одной модели к другой, развивая политику, ведущую в тенденции не к захвату власти (на сегодняшний день), а к ее усилению и тоталитаризации с помощью репрессивных законов, мер против иммиграции и т.д. Все это призвано воспрепятствовать возможным нарушениям в функционировании системы или нейтрализовать их, поскольку данные нарушения превращаются в циклы бунтов или движения сопротивления. Очевидно сходство между наци-фашизмом 1930-х гг. с захватом власти Луи Бонапартом «18 брюмера», равно как и политической организации наци-фашизма – с «обществом 10 сентября», поддерживавшим Луи Бонапарта и с политической функцией, приданной ему в рамках интересов буржуазии. Современный фашизм, напротив, консервирует и сохраняет формально-демократические формы правления, но подкрепляет репрессивную роль капиталистического государства.

Таким образом, фашизм пытается осуществить поправение общества и дестабилизацию с тем, чтобы оправдать чрезвычайные меры со стороны государства.

Антифашизм сегодня

Поняв функцию фашизма в нынешних социально-экономических условиях, мы можем понять, какую функцию выполняет его «анти».

Антифашизм сегодня имеет различные грани и выполняет различные функции (желая того сам, или нет):

Антифашизм как эстетическая деятельность

Антифашизм стал почти что модой. Недостаток анализа, дискуссии и критики очевидны. Он не обобщает проблему, но пытается преградить путь ее наиболее очевидным проявлениям (уличному насилию фашистов), во многих случаях, воспроизводя их (антифашистское уличное насилие).

Вокруг антифашизма сложилась и воспроизводится собственная групповая эстетика, которая, за недостатком содержания, руководствуется голым и стерильным насилием.

Растет число групп, коллективов, платформ и т.д., которые пытаются дать ответ на общественное явление, не анализируя его причины или, по меньшей мере, не атакуя их. Акты «против» или имеющие чисто анекдотический характер (наподобие шествиям 20 ноября), становятся обычным делом, ритуалом.

Более того, патетичный образ «убийцы нацистов» как фольклорной фигуры движения, которая нередко копирует действия и схему рассуждения своих предполагаемых врагов, явно продолжает тенденцию к милитаризму. А он может возобладать во всем движении и опутать его.

Антифашизм как отвлекающая борьба

Сосредоточение наших усилий на антифашистской борьбе как борьбе частичной неминуемо отдаляет нас от центрального момента классовой борьбы: создания классового сознания и классовой самоорганизации. Антифашизм отвлекает волю на одну из конкретных проблем, являющихся следствием общей ситуации. Тем более, когда он вовлекается в динамику «репрессии – акции», которой трудно избежать. Это заставляет движение ставить в центр своей деятельности ответ на агрессию со стороны фашистских групп или репрессивного аппарата государства, когда антифашисты подвергаются репрессиям.

Антифашизм как классовое сотрудничество

Девиз «Все против фашизма» может служить примером тенденции к классовому сотрудничеству. Союз (в рамках общих платформ или иной) с контрреволюционными силами капиталистической левой очевиден во многих случаях. Столь «общий» лозунг приемлем для активистов с самых разных сторон, от левых коллаборационистов с системой до правых либералов (не стоит забывать, что канал «Антенна 3» превратился в поборника антифашизма) или оппортунистических группок (остатков ленинизма, которые борются с фашизмом здесь, но поддерживают союзы между фашистами и «коммунистами» в бывшем СССР).

История повторяется с совершенно другим сценарием: развивается политика «антифашистских фронтов», что предполагает укрепление капиталистической модели в форме парламентской демократии. Снова происходит возврат к сотрудничеству с нашими классовыми врагами, жертвуя нашими собственными интересами ради совместной обороны от, на первый взгляд, более насущного и жестокого врага – фашистов. (Такое происходит в настоящее время в Германии, хотя это не единственный случай. Автономные группы доходят до того, что ищут помощи у социал-демократической партии, развивая своего рода межклассовое антифашистское единство).

В результате, вместо того, чтобы ежедневно бороться за революцию, мы становимся союзниками ее врагов.

Антифашизм как форма усиления государства

В антифашистских группах раздаются требования государственных и юридических мер для подавления фашизма: принятия законов против нацистских групп, усиления полицейских мер, увеличения сроков тюремного заключения и т.д. (Такого род мер требовал недавно бюллетень «Но пасаран», издаваемый коллективом «Al enemigo ni agua» в Барне. В случае с убийством Гильема Агульо, различные группы требовали высоких сроков тюремного заключения для его убийц и полного отбывания приговора. Очевидно, были и несогласные, например, Антифашистская ассамблея Валенсии).

Применение подобных мер вряд ли пойдет нам на пользу, скорее, совсем наоборот. Они усиливают репрессивную роль государства и укрепляют его власть. Не перестает удивлять и беспокоить то, что наши же ряды готовы дать дополнительное оружие нашему самому отъявленному врагу – государству. Да и как можно надеяться, что его законы могут стать нашим спасением против тех, кто является его же сообщниками – против фашистов?

Заключение

Цель этой статьи не в том, чтобы обрушить лютую критику на все антифашистские группы, без разбора. Не следует думать, будто это движение однородно и в равной мере подлежит критике. И, однако же, необходимо начать критиковать, анализировать и, наконец, мыслить реально.

Обобщить ситуацию с тем, чтобы иметь возможность действовать в реальности и изменять ее – такова задача всех революционеров. Иначе мы рискуем впасть (не желая этого) в роль сообщников или попутчиков той же самой система, которая нас угнетает.

Точно также, статья не заявляет, будто нам не нужно бороться с фашизмом. Ее задача – объяснить, что эта борьба есть всего лишь часть (причем, не самая фундаментальная) повседневного противоборства с капиталом-государством, но отнюдь не форма оправдания их существования.

«Эль-ультимо-дель-филипинас»
«Хаке Либертарио» (орган Иберийской федерации либертарной молодежи»), №12

(статья написана в 1990-е годы)

Комментариев нет:

Отправить комментарий