Владислав Бугера. Общество как система

Общество как система >>>

С первого взгляда может показаться, что примеры общественной жизни можно встретить и в животном мире: так, многие животные ведут стадный образ жизни, а некоторые из них - например, муравьи и пчелы - образуют весьма сложные по своей структуре общности, основанные на своего рода "разделении труда", весьма ярко выраженном. Однако общности животных, несмотря на целый ряд аналогий между ними и человеческим обществом, не могут быть названы "обществами": людей объединяют в общество отношения, складывающиеся в процессе сознательной деятельности и по поводу нее, а поскольку деятельность животных бессознательна, то отношения по поводу нее и в процессе нее не являются общественными.

Существует одна важная особенность, отличающая общественные отношения от отношений между животными: если типы отношений внутри любого стада, стаи, роя животных остаются неизменными до тех пор, пока не изменяется биологическое устройство данного вида животных или внешняя природная среда, в которой обитает данная популяция этого вида, - то типы общественных отношений, характер структуры общества непрерывно изменяется даже в одном и том же климате, на фоне одного и того же биологического устройства людей. За последние 10 тысяч лет климат и рельеф Земли, анатомия и физиология человека претерпели лишь очень несущественные изменения, - а сколько кардинальных изменений претерпело за это же время человеческое общество!.. Следовательно, причины, определяющие характер общественных отношений, направление и скорость изменения структуры общества, следует искать не в окружающей нас природной среде и не в наших генах, а в чем-то другом.

В чем же именно? Может быть, в божественной воле или еще в каких-нибудь мистических силах? Это объяснение очень удобно… для лентяев: поскольку пути господни (так же, как и дьявольские) неисповедимы, то на божью (или чертову) волю можно списать все, чего мы пока еще не можем объяснить - а затем можно успокоиться, не утруждая себя дальнейшими вопросами. Однако в научном познании действует одно хорошее правило, названное, по имени сформулировавшего его средневекового философа, "бритвой Оккама": не измышляй лишних сущностей без крайней на то необходимости. Говоря яснее: до тех пор, пока есть хоть малейшая надежда объяснить изучаемое тобой явление взаимодействием уже известных людям объектов, процессов, сторон реальности, - не клади в основу своего объяснения предположений о существовании каких-то неведомых объектов, процессов и сторон реальности, бытие которых пока что не представляется возможным доказать!

Бытие бога, дьявола и других "потусторонних" сил до сих пор еще никак не доказано; все то, что приводится в доказательство их существования, - это либо обычные материальные процессы, которым пока еще не найдено посюстороннее объяснение (подобно тому, как в свое время люди могли объяснить молнию лишь как проявление божьего гнева - а сегодня мы прекрасно знаем, что для объяснения молнии вполне достаточно определенных материальных причин), либо галлюцинации (например, видения пророков) и прочие феномены человеческой психики, тоже обусловленные стопроцентно материальными причинами; следовательно, нечего припутывать к исследованию чего бы то ни было - в т. ч. и общества - какие бы то ни было мистические силы. Причины, определяющие характер общественных отношений, направление и скорость их развития, следует искать исключительно в той сфере, которая доступна органам чувств психически здорового человека, в которой все так или иначе может быть измерено, истинность познания которой мы можем постоянно проверять в процессе нашей целенаправленной деятельности, - в сфере материальной действительности.

Как мы уже видели, в окружающей нас природной среде и в нашем биологическом устройстве мы таких причин не найдем. Очевидно, эти причины следует искать среди таких - тоже материальных, тоже непосредственно относящихся к жизни людей - явлений, которые, в отличие от климата, рельефа и генотипа людей, изменяются так же быстро, как и человеческое общество. Искать сферу таких явлений нам придется недолго: мы тут же встречаемся с ней, как только обращаемся к источнику жизни человечества - производству материальных благ. Средства и предметы труда; знания и навыки людей, составляющие, в единстве с их физическими способностями, человеческую рабочую силу, - одним словом, производительные силы общества изменяются так же быстро, как и система общественных отношений. Изучая взаимоотношение производительных сил и общественных отношений, мы обнаруживаем, что каждому этапу развития производительных сил соответствует определенный этап развития общественных отношений, причем развитие производительных сил всегда более или менее опережает развитие общества - сперва возникают и начинают распространяться новые производительные силы, и лишь вслед за этим появляются и начинают разрастаться элементы новой системы общественных отношений, соответствующих новым производительным силам. Говорит ли это о том, что развитие производительных сил обуславливает и определяет развитие общественных отношений? - Для того, чтобы ответить "да" или "нет" на этот вопрос, недостаточно одних только наших логических рассуждений: нужно рассмотреть процесс взаимодействия между развивающимися производительными силами и общественными отношениями, как он происходит на самом деле.

Приступив к этому рассмотрению, мы обнаруживаем, что в процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди вступают друг с другом в такие отношения, которые обусловлены характером производительных сил, преобладающих на данном этапе развития общества. Для того, чтобы понять, как это происходит, обратимся к таким понятиям, как управление и собственность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий