Владислав Бугера. Какому классу служит лозунг "возрождения СССР"?

Обычно те, кто дискутирует на эту тему, зацикливаются на спорах о том, был в СССР социализм или его не было. Спорить здесь не о чем: конечно же, не было, потому что собственником производительных сил была не свободная ассоциация трудящихся, но иерархически организованная бюрократия, эксплуатировавшая и угнетавшая рядовых тружеников. Установить этот факт нетрудно - достаточно лишь взглянуть правде в глаза. Однако его констатация сама по себе еще не дает нам ответа на вопрос: а какому именно классу служит сегодня лозунг "возрождения СССР"?

"Возрождение СССР" - это политический лозунг, орудие борьбы за политическую власть. Следовательно, поставленный нами вопрос может звучать и так: на борьбу за политическую власть какого класса этот лозунг мобилизует массы? Чтобы ответить на такой вопрос, надо выяснить, направлен ли этот лозунг на сохранение или на разрушение существующего сегодня, наличного госаппарата республик бывшего СССР. Сегодня в этих республиках имеет место капиталистический строй, при котором основными классами общества являются пролетариат и буржуазия; республики эти буржуазные, то есть государственный аппарат в каждой из них - и в первую очередь составляющие неотъемлемую часть всякого госаппарата армия, полиция и суд - принадлежат буржуазии; для того, чтобы взять в свои руки политическую власть, пролетариат долженбудет до основания разрушить буржуазные армию, полицию и суд, как это исчерпывающе объяснил Ленин в работе "Государство и революция"; а это, всвою очередь, означает, что если лозунг "возрождения СССР" направлен на разрушение наличного госаппарата республик бывшего СССР, то это пролетарский лозунг, если же на сохранение - то буржуазный. 

Что собой представляют сегодняшние российские, украинские, азербайджанские, туркменские, латышские и т. д. армия, полиция и суд? Да ведь этотот же самый аппарат насилия, который служил эксплуататорам-бюрократам в СССР. Правда, он оказался поделенным на пятнадцать кусков; но внутри каждого из этих кусков смена личного состава, произошедшая со времен распада СССР, вполне укладывается в рамки обычной преемственной смены кадров, да и произошедшие с 1991 года структурные изменения вовсе не являются коренными, качественными. Короче говоря, с распавшимся на куски аппаратом насилия произошло то же, что с голограммой: когда голограмму разобьешь на куски, то в каждом куске полностью восстанавливается исходное изображение. От бюрократов, не являвшихся капиталистами, этот аппарат перешел в руки буржуазии (в основном сформировавшейся из тех же бюрократов и их наследников), и благодаря этому его классовая сущность изменилась; но по своей структуре и кадровому составу он остался прежним. 

К чему же, в таком случае, ведет нас внутренняя логика лозунга "возрождение СССР"? Да не к чему иному, как к сохранению наличных, принадлежащих буржуазии госаппаратов республик бывшего СССР и к их объединению. Причем к такому объединению, в котором стержневую роль, как это и было в СССР, будет играть российский эксплуататорский госаппарат. Следовательно, лозунг "возрождения СССР" мобилизует массы на борьбу за политическую власть буржуазии, и прежде всего - российской буржуазии. Лозунг "возрождения СССР" оказывается аналогичным лозунгу "возрождения великой России", а значит, мобилизует массы на поддержку империалистической экспансии российского монополистического капитала. 

Все было бы иначе, если бы в сознании жителей бывшего СССР слова "Советский Союз" ассоциировались с тем СССР, каким он был в первой половине 20-х годов, - государством, еще не совсем утратившим черты орудия пролетарской власти, еще не окончательно превратившимся в орудие подавления рядовых трудящихся эксплуататорами-бюрократами. Однако у подавляющего большинства людей эти слова устойчиво ассоциируются с тем эксплуататорским государством, которым СССР был со второй половины 20-х гг. до своего распада. Поэтому на лозунг "возрождения СССР" откликаются как на руководство к действию главным образом те, кто стремится не к свержению любых господ, а просто к замене нынешних господ более "заботливыми" - такими, которые, как это было в СССР, "гарантировали" бы своим рабам, что те получат свою корку хлеба и завтра, и послезавтра. 

Среди тех, для кого лозунг "возрождения СССР" стал знаменем, самый устойчивый контингент - это вышедшие на пенсию или служащие и сегодня мелкие начальники и прочий мелкий служилый люд, а также "рабочая аристократия" прошлых лет (всякого рода ударники соцтруда и прочие "парадные рабочие"). Эта публика, относившаяся к "средним классам" в Советском Союзе, составляет костяк таких партий, как КПРФ, ВКПБ, РКРП, анпиловская КПСС, РПК и т. п. Кроме того, за этим лозунгом идут некоторые из той части городских и сельских пролетариев, которые, разочаровавшись в буржуазных демократах, снова попались на удочку - теперь уже на удочку "национальной идеи", "великой державы" и прочей демагогии буржуазных антидемократов. Современем - когда буржуазные антидемократы типа Лужкова, Лебедя или Зюганова придут к власти и пролетарии разочаруются и в них - это опьянение шовинистической болтовней пройдет. Однако пока что лозунг "возрождения СССР"является одним из средств - и очень эффективным - для мобилизации пролетариев на усиление и расширение политической власти российской буржуазии. 

Почему на усиление и расширение, а не просто на сохранение? Да потому, что этот лозунг предполагает снятие с принадлежащего буржуазии госаппарата тех демократических ограничителей - свободы слова, собраний, права на создание независимых от госаппарата профсоюзов и политических организаций, права на забастовку и т. д. - которые были наложены на него как раз накануне распада СССР. В конце 80-х гг., когда между молодой буржуазией и еще неуспевшей вполне обуржуазиться частью бюрократии шла борьба за собственность и власть, обе борющиеся стороны стремились обеспечить себе одобрение средних и низших слоев общества - и в результате этого в распадающемся СССР появилась кое-какая политическая демократия. Начиная с 1991 года, во всех республиках бывшего СССР пошел процесс свертывания демократии: победившей буржуазии она уже не нужна. В одних республиках этот процесс давно уже завершился, в других - в том числе и в России - кое-какие политические свободы еще доживают свои последние дни в крайне урезанном виде. Однако вот что важно учесть: хотя такие вещи, как право на забастовку, на создание профсоюзов и политических организаций, свобода слова и т. д. облегчают классовую борьбу пролетариата, но свертывание буржуазной демократии происходит при явном одобрении немалой части пролетариата (о причинах этого подробно написано в статье "Будет ли война между Россией и Украиной?" -"Рабочая демократия", №2 (17), 1994, подпись "Дмитро Зализняк"). И вот мы видим, что сторонники лозунга "возрождение СССР" очень часто обвиняют буржуазных демократов в "развале армии" (хотя с точки зрения пролетарских революционеров они виновны как раз в том, что недоразвалили эксплуататорскую армию); мы видим также, что в пропаганде перечисленных выше партий полным-полно шовинизма и ксенофобии (а заражение российских пролетариев "национальным самосознанием" - это как раз то, что нужно, чтобы заставить их верно служить соотечественникам-бизнесменам); союзников эти партии находят себе среди откровенных фашистов (один из примеров - нежная дружба анпиловской КПСС с НБП), а их политические симпатии обращены на диктаторов вроде Лукашенко; наконец, представители этих партий частенько выступают за неравноправие религий (как это делала в 1997 г. фракция КПРФ в Госдуме) и за введение цензуры над прессой. Все это свидетельствует о том, что такие партии, играя на разочаровании народа в демагогии буржуазных демократов типа Гайдара и Ко, мобилизуют эксплуатируемых трудящихся на поддержку курса российской буржуазии, направленного на полное свертывание демократических прав и свобод. И то, что пропаганда этих партий зачастую подает в качестве культовой фигуры Сталина - лидера, при котором госаппарат СССР наиболее явно творил беспредел над эксплуатируемыми трудящимися - тоже свидетельствует не просто о буржуазном, но о крайне правом характере лозунга "возрождения СССР" и тех партий, которые его выдвигают.

Последнее утверждение не опровергается тем, что Сталин не был буржуазным политиком, а в СССР не было капитализма (была особая общественно-экономическая формация). Не противоречит ему и то, что программы "красно-знаменных" буржуазных партий по видимости направлены против капитализма. Главное - то, что лозунг "возрождения СССР" предполагает сохранение принадлежащего российской буржуазии аппарата насилия, освобождение его от демократических ограничителей и расширение его границ до размеров бывшего СССР. А уж буржуазия, пользуясь этим аппаратом насилия, установит такие экономические порядки, которые нужны ей, а не такие, которых хотят ее невольные помощники из "краснознаменных" буржуазных партий. Это, между прочим, хорошо понимают лидеры созданного этой осенью движения "Союз": даже не претендуя на то, чтобы их считали врагами капитализма и называли коммунистами, они тем не менее преспокойно используют лозунг "возрождения Союза". 

Правизна политической партии определяется не тем, какая у нее экономическая программа и пропагандистская риторика, а тем, насколько последовательно данная партия борется за политическую власть буржуазии. Анпилов, Тюлькин, Андреева, Зюганов, Крючков и их сторонники борются за нее очень последовательно. Так что называть их "левыми" не имеет смысла: они -  крайне правые, а некоторые из них являются настоящими фашистами (см. статью "Социал-фашизм" - "Марксист", №2, 1994). 

Нам, пролетарским революционерам, чужды призывы к реставрации какого бы то ни было эксплуататорского государства. То, что СССР возник в результате пролетарской революции и в первые два-три года своего существования еще сохранил в себе кое-какие черты пролетарского "полугосударства" (термин В.И. Ленина), дела не меняет: например, секта христиан возникла как организация революционно настроенной палестинской бедноты (см. книгу Карла Каутского "Происхождение христианства"), но из этого вовсе не следует, что мы должны отказаться от лозунга "Религия - опиум народа" и заменить его требованием возродить первоначальное христианство. Вообще, не надо никаких лозунгов, обращенных к прошлому. Ядром современной революционной партии станут именно те пролетарии (прежде всего - молодые), для которых вся предшествующая история цивилизации без исключения принадлежит "миру насилья", который надо до основания разрушить и на его месте построить новый мир. Выдвигая лозунги, мы обращаемся к ним - к тем, кому нечего терять и не о чем ностальгировать, для кого все в будущем. И поэтому "возрождение СССР" - это не наш лозунг. Это - тухлая буржуйская лапша, предназначенная для ушей трудового народа. Наш лозунг - "За свободную федерацию пролетарских республик всего мира!" 

Статья написана в 1998-99 гг.; 
здесь приводится в том виде, в каком была распространена в двух интернет-рассылках 31.08.01

Печатается по сборнику "Идеология коллективизма", 
2003 г., стр. 145-149

2 комментария: